Удобная карта московского метро. Очень полезна для тех кто собрался путешествовать по Москве и не знает схемы метро Москвы.
История карты метро москвы
Мировая история метро насчитывает 159 лет. Первая подземная линия появилась в Лондоне, эстафету принял Нью-Йорк в 1868 году. Московский метрополитен заработал в 1935-м.
К 1954 году в вагонах метро Москвы висели черно-белые схемы ( Рис.2). Все линии на карте метро обозначаются черным цветом, схема близка к правильному "картографическому" отображению расположения линий и станций.
Рис.1 Первая карта метро москвы
Рис.2 Карта метро москвы 1954 года.
Впоследствии дизайн схемы менялся весьма незначительно. Изменения касались лишь пуска новых участков. К 1958 году линии на схемах отображаются разными цветами. Именно это цветовое решение дошло без изменений до наших дней. Надо заметить, что во всех метрополитенах городов бывшего СССР, первая линия всегда обозначается красным цветом, вторая - синим (реже зеленым), а третья, соответственно, зеленым или синим.
Кардинально дизайн схемы меняется в начале 70-х годов. Уходят в прошлое плавные изгибы линий. Теперь в моде простота, четкость и стремительность. Кольцевая линия впервые изображается правильной окружностью, а радиусы - прямыми линиями. Изменилось и изображение логотипа метрополитена - стилизованной буквы "М". Если на схеме 70-го года еще остаются изломы на Таганско-Краснопресненской линии, то к концу десятилетия все линии изображаются прямыми без углов и изломов.
Рис.3 Схема метро 1970 года.
С 1979 года в вагонах появляется новая схема линий. Теперь Кольцевая линия представляет собой две полуокружности, соединенные вертикальными прямыми. Начертания линий опять становятся более плавными.
Рис.4 Такой схема метро стала в 1979 году.
Однако этот вариант схемы надолго не прижился. С пуском первого участка Серпуховско-Тимирязевской линии появляются новые схемы. Кольцевая линия опять рисуется правильной окружностью, и станции метро за пределами центральной части не прижаты друг к другу. Поначалу линии изображаются ломаными, но позднее заменяются более спрямленными.
Рис.5 Схема метро 1983 года.
Рис.6 Схема метро 1986 года.
C открытием продления Калужского радиуса в 1987 году, дизайн схем опять поменялся. На схеме появилась строящиеся Тимирязевский и Люблинский радиусы. Теперь все линии были направлены строго горизонтально, вертикально или под углом 45 градусов. Единственное исключение - Кольцевая линия - сохранила свое начертание в виде правильной окружности. Неоднократно меняясь в деталях, но сохраняя основные композиционные принципы, этот дизайн дожил до сентября 2003 года.
Рис.7 Схема метро москвы 1987 года.
Рис.8 А так выглядела схема метро в 2002 году.
Наконец, в сентябре 2003 года был представлен абсолютно новый дизайн вагонной схемы метро.
Рис.9 Карта метро москвы 2003 года.
На схеме, которая стала называться "Схема линий скоростного транспорта Москвы", добавлены линии легкого метро в Южное Бутово и Солнцево, линия монорельса от станции "Тимирязевская" до "ВДНХ". Показаны строящиеся участки Арбатско-Покровской и Люблинско-Дмитровской линии. Правда, почему-то не показана линия "мини-метро" в ММДЦ Москва-Сити и южное продление Люблинского радиуса.
По заверениям руководства метрополитена, для удобства пассажиров расположение линий приближено к реальному, сами линии стали тоньше. Однако это спорное решение. Приближение схемы к реальному масштабу повлекло за собой уменьшение центральной части, самого сложного участка схемы, где расположено большинство пересечений линий. Это, в свою очередь, привело к необходимости уменьшения размера шрифта в названиях станций. Схема стала трудночитаемой, тем более на расстоянии.
Схема вызвала множество нареканий от пассажиров. Москвичи жаловались, что надписи трудночитаемы, из-за узости и невыразительности линий нелегко разобраться в топологии сети, особенно в сложной центральной части. Эксперимент был признан неудачным и в конце 2003 года был представлен новый вариант вагонной схемы.
Рис.10 А это карта метро конца 2003 года.
От предыдущей версии, новая схема унаследовала название - "Схема линий скоростного транспорта Москвы", изображение Москвы реки и Яузы. Однако в целом произошло возвращение к традициям московских вагонных схем. Кольцевая линия изображена правильной окружностью, линии выпрямились и стали толще. Из-за увеличения центральной части, схема перестала быть масштабной, но перегоны между станциями в периферийной части города оставлены, что сохраняет подобие "географичности".
На новой схеме появляются логотипы легкого метро и "монорельсовой транспортной системы", единственная линия которой обозначена как действующая, хотя на момент появления схем, дата открытия еще не названа, и пуск ожидается не раньше января 2004 года. Кроме того, на схеме изображена строящаяся линия мини-метро, причем линия начинается от "Киевской", хотя на самом деле движение поездов мини-метро будет совмещенным с Филевской линией на участке "Александровский Сад" - "Киевская".
Интересно дизайнерское решение будущего включения участка Филевской линии в Арбатско-Покровскую. Места будущего сопряжения обозначены стрелками.
Однако и новая схема не лишена недостатков. Выбранный стиль изображения станций и, в особенности, пересадочных узлов, сделал схему насыщенной излишне контрастными деталями, что вызывает раздражение и "режет глаз". Непонятно, зачем нужно было отказываться от удачного, интуитивно-понятного и спокойного решения, принятого на схемах образца 2001-2003 годов.